Арт-психология - творческий проект, в который входят арт-программы по музыке, изобразительному искусству, истории, философии, психологии, эстетике: художественное творчество, его интерпретация, а также восприятие произведений искусства рассматриваются автором как психологический портрет эпохи

Авторские программы по искусству и музыке  "От загадочных истоков первобытности - до современности":

I.  "Искусство интерпретации" (курс лекций)

Лекция 1. От Замысла к Воплощению. Необходимость интерпретации художественного произведения. Импровизация, реализация, редакция и реконструкция в истории музыки. Эскиз и картина. Принцип non finito в изобразительном искусстве.

Лекция 2. Волшебное царство Альцины или "Ход конём" Большого театра. Интригующая постановка оперы Генделя  - путь длиною в 40 лет. От академизма к аутентизму, от классики к авангарду. Образ Альцины. Музыкальные интерпретации архетипа и его воплощение в изобразительном искусстве: богиня и колдунья. Типы женской привлекательности. Интерпретация Джоконды Леонардо да Винчи.

Лекция 3. Неотразимые чары Кармен. Режиссёрские трактовки литературного и оперного образа. Образы Dame fatal в истории искусства.

Лекция 4. Ромео и Джульетта. Печальный свет любви. Тема любви и смерти в истории искусства.

Лекция 5.  Арх. Михаил и Св. Цецилия: предводитель Св.Воинства и покровительница Музыки. Преодоление дьявола. Музыкальные образы в изобразительном искусстве. 

Лекция 6. Сентиментальный мир русской усадьбы:  "Евгений Онегин" П.И.Чайковского. Опера во дворцах: Ф.Арайя "Цефал и Прокрис".

Лекция 7. Снегурочка. Сказка для взрослых. Миф, обряд и сказка в музыке и живописи.

Лекция 8. Несколько взглядов на младенца Иисуса. Рождественские образы и их воплощение в искусстве.

Лекция 9. Главный враг голоса. Речь и пение. Типы голосов. Эволюция оперных голосов. Постановка голоса.

Лекция 10. Кастраты и примадонны. Контр-тенора и меццо-сопрано. Опера-серия (структура и особенности жанра)

Лекция 11. Исторические сюжеты в оперном преломлении." Агриппина" Генделя и "Саломея" Рихарда Штрауса.

Лекция 12. Интерпретация легенды в опере. "Тристан и Изольда" Вагнера и "Аида" Верди.

Лекция 13. "Русская рулетка" в опере. "Пиковая дама" Чайковского и "Игрок" Прокофьева.

Лекция 14. Опера и танец. Драматургия танцевальных сцен в опере. Опера-балет.

Лекция 15. Интерпретация античной темы. "Милосердие Тита" Моцарта и "Ариадна на Наксосе" Рихарда Штрауса.

Лекция 16. Оратория в сценической интерпретации: от Монтеверди до Стравинского.

Лекция 17. Смех и катарсис. Интерпретация комедии и весёлой драмы. Красота и грация в искусстве.

II.  "Музыка и архитектура" (курс лекций)

Часть 1. Музыка и архитектура. Типологическое сравнение (язык, тип, форма, жанр)

Цикл 1. Архетипы и стереотипы.

Лекция 1. Пространство и Время.
Звук и свет (основные характеристики). Обряд и монумент. Пещера и храм. 

Лекция 2.  Основные типы и жанры в музыке и архитектуре.
Танец и песня в музыке. Жилое и общественное здание в архитектуре.

Лекция 3. Форма и процесс. Эталонные (вершинные) формы.
Ордерная система в архитектуре. Сонатное аллегро в музыке (соната, симфония, концерт и др.)

Цикл 2. Магистральные тенденции. Музыка и архитектура зарубежных стран.

Лекция 1. Классическая тенденция.
Развитие ордерной системы в архитектуре. Модифицированные типы сонатного аллегро в музыке (композиторы-романтики и композиторы 20 века).

Лекция 2. Авангардная (аклассическая) тенденция.
Модифицированная ордерная система в архитектуре. Полифонические формы в музыке (фуга, фугетта, канон).

Лекция 3. Архитектурно-музыкальный синтез. Опера и оперный театр, концерт и концертный зал.

Цикл 3. Магистральные тенденции. Музыка и архитектура России.

Лекция 1. Классическая тенденция.
Классические направления в музыке. Особенности классицизма и неоклассицизма в архитектуре России.

Лекция 2. Авангардная (аклассическая) тенденция.
Радикально-новаторские направления в музыке. Особенности безордерных стилей в архитектуре России.

Лекция 3. Архитектурно-музыкальный синтез.
Опера и оперный театр. Особенности оперной и концертной практики в России.

Часть 2. Музыка и архитектура. Историческое сравнение (язык, форма, жанр, стиль).

Психология восприятия эпохальных стилей и ключевые эстетические понятия.
Арт-терапия художественных образов и арт-психология художественных ассоциаций.

Основные художественные понятия (язык, тип, форма, жанр)
в процессе их становления, развития и взаимосвязи со стилями различных эпох:

Древность как фундамент художественных архетипов современности.
Средневековье как основа конфессиональной самобытности культур.
Новое время как источник контрастного развития исторических стилей.
Новейшее время как баланс разнообразия стилей и единства места.

Цикл 1. Космос и социум в искусстве Средних веков и Возрождения.

Лекция 1. Раннее Средневековье. Поющий космос и зримый социум. Непрерывный мелос раннесредневекового собора: купольный храм и базилика. Григорианский хорал и знаменный распев и традиции их гармонизации.

Лекция 2. Высокое Средневековье. Схоластика и полифония. Игровая полифония готического собора. Квазиготические (псевдоготические) черты в русской архитектуре. Минимализм и архаическая полифония.

Лекция 3. Возрождение. Гуманизм и человеческое достоинство. Благозвучный контрапункт архитектуры западного Ренессанса и русского Узорочья. Влияния Северного маньеризма. Итальянские и польско-украинские влияния.

Цикл 2. Этос и Логос в музыке и архитектуре XVII и XVIII веков.

Лекция 1. Воображаемый космос Барокко. Придворный этикет и социальная иерархия. Музыкально-риторические фигуры. Овал как динамическая окружность. Вариации на бассо остинато барочного строения.
               
Лекция 2. Причудливый мир Рококо и раннего классицизма. Изысканность и галантность. Природный феномен благородства. Кончерто гроссо Рококо.

Лекция 3. Возвышенный этос Классицизма. Власть Разума и сентимента. Сонатный цикл торжествующего классицизма.

Цикл 3. Пафос чувств и власть истории в искусстве XIX и начала XX века.

Лекция 1. Погружение в историю. Пафос чувст и блуждания неприкаянной души. Лейтмотивная техника раннего Романтизма и историзм Эклектики.

Лекция 2. Поздний романтизм. Обретение пространства и странствия одинокой души. Сквозная форма позднего Романтизма и "Бель Эпок".

Лекция 3. Модерн и конструктивизм. Органика и утопия.Поздний Романтизм в музыке. Историзм (эклектика) в архитектуре позднего периода.

Цикл 4. Экзистенция (состояние) человека, как основа современного искусства.

Лекция 1. Ар Деко и Функционализм. Деспотия воли и национальная утопия. Монументальность и Практицизм. Музыка под прессом идеологий. Рождение интереса к аутентичному исполнительству.

Лекция 2. Постмодернизм и Деконструктивизм. Власть интеллекта, историческая утопия и самоирония. Музыка в поиске новых форм и аутентичных интерпретаций.
 
Лекция 3. Полифония различных стилей в современной архитектуре и музыке: проблема баланса и синтеза.

III. "Эпохи и образы в литературе, музыке, изобразительном искусстве" (курс лекций):

Образы первобытности и древнего мира: человек пред лицом Хаоса и  Космоса.

1. Первобытность. Человек и магическая сила всеобщего превращения. Образ Евы-прародительницы.

2. Древний Восток (1). Человек и мистическая воля богов. Образ Змея-Дракона.

3. Древний Восток (2). Человек и сакральная власть Единого Бога. Образы Сотворения мира.

4. Античность (Греция). Человек и система полисного строя. Образы богов и героев.

5. Античность (Эллинизм). Человек и коллизия судьбы. Образы  атничных романов и лирики.

6. Античность (Рим и христианство).Человек и благодать. Образы Спасителя и Заступницы рода человеческого.

Образы Средневековья и Возрождения. Человек пред лицом Неба: всеобщее спасение и индивидуальная воля

7. Раннее Средневековье. Человек и Дух Святой. Образы подвижников.

8. Высокое Средневековье. Человек и Небесный Иерусалим на земле. Образы рыцаря и дамы сердца.

9. Проторенессанс. Человек и божественный дар по-новому видеть и слышать. Образы Данте и Джотто.

10. Ранний Ренессанс. Человек  и индивидуальная набожность. Образы Бокаччо и новеллистов.

11. Высокий Ренессанс. Человек и титанические замыслы. Образы Шекспира.

12. Поздний Ренессанс. Человек и двуликий мир. Образы Дон Жуана и Дон Кихота.

Образы Нового времени. Человек пред лицом Земли: величие и обыденность

13. Раннее Барокко. Человек одарённый воображением. Образы Кальдерона и Перро.

14. Позднее Барокко. Человек воспитанный. Образы благородных героев и героинь.

15. Ранний Классицизм. Человек сообразительный. Образы Мольера и Бомарше.

16. Поздний Классицизм. Человек в поисках истины. Образы Гёте и Шиллера.

17. Ранний Романтизм. Человек в поисках вдохновения. Образы Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

18. Романтизм и Реализм. Человек в поисках покаяния. Образы Достоевского, Толстого.

Образы новейшего времени. Человек пред лицом прогресса: традиции и новаторство

19. Поздний Романтизм. Символизм и модерн. Человек в поисках тайны жизни. Образы символистов.

20. ХХ век (1) Человек в поисках новой жизни. Образы скифства и урбанизма. Русский авангард.

21. ХХ век (2) Человек в поисках обустроенности. Образы экспрессионизма и сюрреализма.

22. ХХ век (3) Человек в поисках укоренённости. Образы неоклассицизма и арт деко.

23. ХХI век.Человек в поисках исторической открытости. Образы минимализма и деконструктивизма.

24. Эпохи, образы и аутентичный человек.

IV. "История изобразительных искусств и музыки" (курс лекций)

1. Первобытность. Искусство как магическая сила, управляющая жизнью и смертью.

2. Древность. Искусство как сакральная власть, устанавливающая и поддерживающая связь с небом.

3. Античность 1 (Греция). Искусство как гармоническая система координирующего (полисного) типа.

4. Античность 2 (Рим). Искусство как гармоническая система доминирующего (имперского) типа.

5. Античность 3 (Восток).Искусство как гармоническая система синтезирующего (традиционного) типа.

6. Раннее Средневековье. Искусство как непрерывное богослужение.

7. Высокое Средневековье. Искусство как Град Небесный на земле.

8. Раннее Возрождение. Искусство как гармония свободного человека и Бога.

9. Высокое Возрождение. Искусство как гармония избранного человека и Бога.Титаны Возрождения.

10. Позднее Возрождение. Искусство как гармония мистического человека и Бога. Маньеристы.

11. Раннее Барокко. Искусство как образ мысли благородного человека.

12. Позднее Барокко. Искусство как образ мысли изысканного человека.
 
13. Ранний Классицизм. Искусство как образ мысли разумного человека.
 
14. Поздний Классицизм и Ранний Романтизм. Искусство как образ мысли «чувствительного» человека.
 
15. Высокий Романтизм. Искусство как образ мысли свободного человека.

16. Поздний Романтизм. Искусство как образ мысли спонтанного человека.

17. Начало XX века. Искусство как образ мысли исторически открытого человека.

18. Середина XX века. Искусство как образ мысли исторически укоренённого человека.

19. Конец XX века. Искусство как образ мысли и жизни аутентичного (исторически гармоничного) человека.

20. XXI век. Искусство как способ виртуального (сверхреального) и аутентичного существования.

V. "История музыки от первобытности - до современности" (курс лекций)

Архаический слой. Древность. Первобытный пласт современной культуры:

1. Музыка как магическая сила, управляющая жизнью и смертью (Древнейший период)

2. Музыка как пророческая сила откровения (Период древневосточных цивилизаций)

3. Музыка как гармония мира, человека и государства (Период античных цивилизаций)

Средние века. Мистическая красота божественного света, цвета и звука:

4. Музыка как непрерывная духовная связь с Богом через церковное богослужение (Раннее Средневековье - I тыс.от Р.Х. (Россия с XIв.)

5. Музыка как божественная игра мирового порядка (Высокое Средневековье («Обновление» X-XIVвв.) - (Россия с XVв.)

6. Музыка как благозвучный контрапункт (Позднее Средневековье (Ренессанс XV-XVIвв.) – (Россия с XVIIв.)

Новое время.Театр мироздания  и внутренний мир человека:

7. Музыка как чинное движение аффектов (придворно-аллегорический парад-шествие - Барокко (с XVIIв.) - (Россия с XVIIIв.)

8. Музыка как естественно-рациональное движение аффектов (Классицизм (с 30-х годов XVIIIв.) - (Россия - вторая половина XVIIIв.)

9. Музыка как личностное духовное движение, противостоящее обыденной действительности (Романтизм - с XIXв.)

10 -12. Музыка как праязык человечества (Новейшее время - XXв.)

VI. "Музыка в ряду искусств" (курс лекций)

Музыкальный этос (нрав) Барокко:

1. Рождение оперы и оратории. От Якопо Пери до Генриха Шютца.

2. Клаудио Монтеверди.

3. Франческо Кавалли и Алессандро Скарлатти.

4. Жан Баттист Люлли и Жан Филипп Рамо.

5. Генри Пёрселл и Георг Фридрих Гендель.

6. Иоганн Себастьян Бах.

Музыкальный логос (мысль) Классицизма:

7. Антонио Вивальди и Джованни Баттиста Перголези

8. Йозеф Гайдн и Кристоф В. Глюк

9. Вольфганг Амадей Моцарт

10. Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский

11. Людвиг ван Бетховен

12. Джоаккино Россини, Гаэтано Доницетти, Винченцо Беллини

Музыкальный пафос (чувство) Романтизма:

13. Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Мендельсон

14. Г. Берлиоз, Дж. Верди, Н. Паганини

15. Глинка, Римский-Корсаков, Бородин, Балакирев, Кюи

16. Карл Мария Вебер, Рихард Вагнер, Ференц Лист

17. Йоханнес Брамс, Антон Брукнер, Джакомо Пуччини

18. Модест Мусоргский и Пётр Чайковский

Музыкальная экзистенция (состояние) Модернизма:

19. Александр Скрябин и Сергей Рахманинов

20. Г. Малер, Р. Штраус, К. Дебюсси, М. Равель

21. Игорь Стравинский

22. А.Шёнберг, А.Берг, А.Веберн, А.Онеггер, К.Орф, Ч.Айвз

23. Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович

24. О.Мессиан, В.Лютославский, К.Пендерецкий, Э.Денисов, А.Шнитке

VII.  "История изобразительных искусств от первобытности - до современности" (курс лекций)

1. "Кто спел чужую песню?"  ( Первобытность)

2. "Как преодолеть бесконечность и достичь центра мира?" ( Древний мир)

3. "Поддается ли красота измерениям?"  (Античность. Древняя Греция и Древний Рим)

4. "Возможно ли видеть Бога?"   (Средневековье. Византия, Русь, Запад)

5. "Как узреть Град Божий на Земле?"   (Высокое Средневековье. Романика и Готика)

6. "Что есть человек?"   (Раннее Возрождение. Брунеллески, Донателло...)

7. "Зачем стремиться превзойти природу?"  (Высокое Возрождение.Леонардо,Рафаэль..)

8. "Мир внутри себя, как его узреть?"   (Позднее Возрождение и Раннее Барокко)

9. "Как услышать Театр Мироздания?"   (Высокое Барокко. Бернини и Борромини)

10. "Можно ли вернуться в Античность?"  (Классицизм. Санкт-Петербург и Москва)

11. "Счастье без страдания, возможно ли это?"(Романтизм. Делакруа, Констейбл..) 

12. "Что такое "живое” здание?"   (Модерн. Барселона, Париж, Москва)

13. "Как обогнать время?"   (Авангард. Париж, Мюнхен, Москва)

VIII. "История Отечества: от древней Руси - до современной России" (курс лекций)

1. Исторические свидетельства о славянах и русах. Древняя Русь: предыстория.

2. Возникновение и развитие древнерусского государства. Киевская Русь. 

3. Принятие христианства и значение христианской традиции в истории Руси.

4. Княжеская раздробленность на территории Киевской Руси.

5. Угроза извне: монголы, крестоносцы, Швеция и Литва.

6. Централизация  земель и власти вокруг Москвы.

7. Формирование самодержавия в России в XV-XVIвв.

8. Кризис самодержавной власти в России в конце XVI- начале XVIIвв. Иван Грозный.

9. Смута  XVI-XVIIвв. Крестьянский вопрос  XV-XVIIвв. 

10. XVII «Бунташный» век. Романовы. Раскол. «Москва – третий Рим»

11. Петровские реформы. Оценка деятельности Петра I его современниками.

12. Эпоха дворцовых переворотов. Укрепление власти дворянства.

13. Просвещённый абсолютизм Екатерины Второй. «Золотой век» дворянства.

14. Внешняя политика России во второй половине  XVIII века.

15. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIXв.

16. Вторая половина  XIX века. Экономика и идейная борьба.

17. Начало  XX века. Революция и гражданская война.

18. Советское государство  20-30-х годов.

19. Отечественная война и послевоенные годы.

20. Оттепель – застой - перестройка.

IX. "Русская культура и история" (курс лекций)

1. "Славянство и языческая культура: взгляд из глубины".

2. "Русь и христианская культура: взгляд по сторонам".

3. "Московия и взгляд на восток".

4. "Смута и раскол: взгляд внутрь".

5. "Пётр: взгляд на запад"  

6. "Елизавета и Екатерина: взгляд вширь"         

7. "Павел и Александр I: взгляд вокруг" 

8. "Николай I и Александр II: взгляд в себя"

9. "Александр III и Николай II: взгляд назад"

10. "Революция: взгляд мимо всех"

11. "Советская утопия: взгляд в никуда"

12. "Постсоветское время: взгляд ожидания"

X. Циклы лекций:

1."Музыкальные кумиры XVII-XXвв":

Клаудио Монтеверди или "Божественный Клавдий"
 
Антонио Вивальди или "Популярный Антоний"

Иоганн Себастьян Бах или "Мистический Себастьян"

Людвиг ван Бетховен или "Революционный Людвиг"

Франц Шуберт или  "Мелодичный Франц" (и т.д.)

2."Города и их судьбы. Рим - Париж - Барселона"

3."Библейские образы в искусстве и музыке"

4."Театр французской истории"

5."От архетипа - к стереотипу":

"Мужские  и женские образы в зеркале искусств. Не только об Адаме и Еве"

XI. Лекции и авторские проекты:

"Искусство отдыхать со смыслом"

"Арт-путешествие в звучащее пространство"

"История оперы"

"История оратории"

"История вокального исполнительства"

"Главный враг вашего голоса"

"Леонардо и музыка его времени"

"Бернини и римская опера его времени"

"Произведения искусства как объект интеллектуальной собственности"