Георг Фридрих Гендель (1685-1759)    Опера "Агриппина" (Венеция, 1709)

Опера "Агриппина" была написана Г.Ф.Генделем в период "итальянского путешествия". Приехав в Италию в 1706 году, Гендель побывал в Венеции, после чего переехал во Флоренцию, где написал несколько кантат. В 1707 году Гендель посетил Рим и Венецию. Он довольно быстро освоил стилистику итальянской оперы и, вернувшись из Рима во Флоренцию, написал оперу "Родриго", которая имела успех. В 1708 году Гендель написал ораторию "Воскресение" и в том же году снова посетил Рим, где познакомился с А.Скарлатти, А.Корелли, Б.Марчелло и Б.Паскуини. Он пользовался популярностью в высших кругах, завоевав славу первоклассного композитора. Тогда же им была написана пасторальная серенада "Ацис, Галатея и Полифем". Некоторое время Гендель жил в Неаполе, где был также очень тепло принят.  "Агриппина" - вторая "итальянская" опера композитора,- поставленная в 1709 году в Венеции, имела оглушительный успех, - и по праву считается лучшей "итальянской" оперой Генделя, а либретто, написанное кардиналом В. Гримани, является одним из лучших в XVIII веке.

16.10.1995  -  Рахманиновский зал Московской консерватории

Первое исполнение в России оперы Г.Ф.Генделя  "Агриппина"

Коллегия старинной музыки Московской консерватории

Художественный руководитель и дирижер Олег Чернышев

 часть 1.

Действующие лица и исполнители

Солисты Коллегии старинной музыки Московской консерватории

Агриппина -  Маргарита Удальцова (сопрано)

Поппея     -   Светлана Сумачева (сопрано)

Оттон       -   Константин Дулеев (контр-тенор)

Нерон      -   Борис Петрунин (тенор)

Клавдий  -   Николай Галин (бас)

Г.Ф.Гендель "Агриппина" ч.2

Г.Ф.Гендель "Агриппина" ч.3

Инструментальный ансамбль:

Александр Константинов (скрипка I), Иван Дынников (скрипка I), Наталья Ацаркина (скрипка I),

Ольга Жукова (скрипка II), Юлия Граб (скрипка II), Павел Гапеев (скрипка II),

Николай Шубин (альт), Андрей Шарапов (альт), Лариса Костюхина (виолончель),

Александра Дроздова (виолончель),Владимир Дроздов (контрабас)

Сергей Корчагин (флейта), Сергей Мясоедов (блок-флейта, ударные)

Партия клавесина – Светлана Шевелева

Художественный руководитель и дирижер Олег Чернышев

*******

Опера-пастиччо "Нерон и Агриппина" на музыку Г.Ф.Генделя

09.07.2000  - Оружейная палата Московского Кремля - фестиваль "Московское действо"

Премьера оперы-пастиччо "Нерон и Агриппина"

Музыка Г.Ф.Генделя, либретто В. Гримани

Музыкальная редакция и сценарий  М. Анталава и О.Чернышева

Популярность оперы-пастиччо (итал.pasticcio -"смесь") в XVIII веке обусловлена многими причинами - одна из них - возможность использовать "старые" полюбившиеся публике арии в новой композиции. В создании опер-пастиччо принимали участие такие известные композиторы, как Гендель и Вивальди.

Коллегия старинной музыки посчитала необходимым и полезным возродить практику создания опер-пастиччо. Первым творческим опытом стала "Розаура" А.Скарлатти (1996г.), - потом последовал "Аполлон и Гиацинт" В.А.Моцарта (1997г.). В 1999 году была исполнена опера И.А.Хассе «Милосердие Тита» в московской редакции, в которой почти половина номеров принадлежит другим композиторам.

В данном случае музыкальный материал для пастиччо "Нерон" взят из 4-х опер Генделя: "Агриппина", "Ринальдо", "Флавий" и "Юлий Цезарь". В основу сюжета положено одно из лучших либретто XVIII века, написанное В.Гримани к опере "Агриппина". Музыкальные номера исполняются на языке оригинала, а разговорные эпизоды написаны на русском языке, - специально для данного исполнения. Составители  пастиччо отдают себе отчёт, что любое «новотворчество» с музыкой Генделя есть определённый риск, но считают его оправданным  с точки зрения возрождения  многообразия старинных принципов музицирования.

Исполняют солисты Коллегии старинной музыки Московской консерватории

Нерон      -  Сергей Шевченко (контр-тенор)
Оттон       -  Олег Касперович (контр-тенор)
Клавдий   -  Евгений Журавкин (контр-тенор)

Вокальный асамбль: Светлана Мартемьянова, Борис Петрунин
Александра Сафонова, Елена Чайникова
Агриппина  -  Марина Ильина, Поппея  -  Светлана Сумачёва
Венера     -  Галина Кныш, Фортуна -  Карина Панюшкина

Струнный ансамбль: Мария Ходина (скрипка ), Наталья Колобродова (скрипка )
Елена Шишлянникова (альт), Александр Листратов (виолончель)
Михаил Казанцев и Дмитрий Кузнецов - валторны
Ася Гречищева (теорба), Сергей Мясоедов ( клавесин)

Художественный руководитель и дирижер Олег Чернышев.

Сцена из оперы "Агриппина", использованная в опере-пастиччо "Нерон и Агриппина"

Клавдий – Евгений Журавкин (контр-тенор), Поппея – Светлана Сумачева (сопрано)

Агриппина – Марина Ильина (сопрано)

Краткое содержание.
Агриппина, жена римского императора Клавдия, сообщает Нерону, своему сыну от первого брака, о гибели Клавдия и советует ему, не теряя времени, подкупить народ обещаниями и подачками. Нерон с радостью соглашается. Агриппина с помощью преданных ей людей добивается благосклонности толпы: римляне готовы провозгласить Нерона императором. Неожиданно Агриппина получает известие: военачальник Оттон спас императора, и в благодарность Клавдий пообещал назначить его своим наследником. Несмотря на такой поворот событий, Агриппина полна решимости бороться за власть.
Оттон, польщённый выбором императора, признаётся Агриппине, что любовь Поппеи ему дороже трона. Агриппина, быстро смекнув, что удача вновь улыбнулась ей, обещает доверчивому Оттону свою помощь. Оттон счастлив, считая, что этот день принёс ему трон и, возможно, любовь Поппеи.
Поппея, готовясь к свиданию с Клавдием, украшает себя драгоценностями. Она довольна собой, ведь никто из её поклонников: ни Нерон, ни Оттон, ни Клавдий не знают, кому она отдаёт предпочтение. Безмятежное настроение Поппеи нарушает появление императрицы. Агриппина, прекрасно осведомлённая о любовных похождениях супруга,  настраивает Поппею против Оттона и предлагает ей свой план действий. Поппея возбуждает ревность у пришедшего на свидание Клавдия и добивается от него обешания лишить Оттона титула наследника престола. "Внезапное" появление Агриппины заставляет императора поспешно покинуть Поппею. Оставшись одни, Агриппина и Поппея празднуют удачное развитие своего плана.
Римляне славят доблесть своего императора. Клавдий, осыпав их милостями, сообщает, что Оттон как наследник престола его не устраивает. И все отворачиваются от утратившего власть военачальника. Оттон в отчаянии оплакивает свою судьбу, но обиднее всего для него предательство Поппеи. Видя переживания Оттона, Поппея убеждается в его преданности. Она начинает понимать, что Агриппина провела её. Но Поппея знает как исправить положение: надо настроить Клавдия против Нерона и Агриппины! Договорившись о встрече с Оттоном, она назначает свидание также  Нерону и Клавдию.
Агриппину одолевают тревожные предчувствия. Появляется Клавдий, который обвиняет её в предательстве. Но Агриппине удаётся убедить его в обратном! Ничего не понимающий император (к тому же торопящийся на свидание с Поппеей) прощает Агриппину и даже соглашается назвать своим наследником Нерона.
Поппея, встретившись с Оттоном, прячет его, взяв с него обещание молчать, что бы ни случилось. Вскоре появляется Нерон, возбуждённый приглашением Поппеи, а следом за ним и Клавдий. Поппея прячет Нерона, а пришедшему императору притворно сообщает, что кто-то хитростью добился её любви, и указывает на Нерона. Клавдий в бешенстве. Но тут появляется Агриппина. Застигнутый врасплох император повелевает Нерону жениться на Поппее. Оттон, не выдержав, выходит из укрытия, а Клавдий от неожиданности назначает его вновь своим преемником. Все в ужасе и отчаяньи взывают к богам.
Богини Венера и Фортуна, всё это время снисходительно наблюдавшие за бесконечными интригами смертных, понимают, что "мудрые" решения императора требуют некоторых изменений  ради "благополучия" римского народа!

Цикл "Солисты Коллегии старинной музыки" (1999)

Г.Ф.Гендель. Ария из оперы "Flavio": "Rompo i laci" (Гвидо) - Ярослав Здоров (контр-тенор)

Г.Ф.Гендель. Арии из оперы "Flavio":
1. "Bel contento" (Гвидо) - Ярослав Здоров (контр-тенор)
2. "Da te parto" (Эмилия) - Светлана Сумачева (сопрано)

Г.Ф.Гендель. Арии и дуэт из опер: "Юлий Цезарь", "Ринальдо", "Ксеркс"
1."Se pieta" (Клеопатра) - Марина Ильина (сопрано)
2."Cara sposa" (Ринальдо) - Ярослав Здоров (контр-тенор)
3. "L'amerete? - L'amero!" (Ромильда, Ксеркс) - М.Ильина, Я.Здоров

Мария Ходина (скрипка I), Наталья Колобродова (скрипка II),

Елена Шишлянникова (альт I), Лариса Костюхина (виолончель),

Александр Коломиец (фагот), Сергей Мясоедов (клавесин, орган)

Коллегия старинной музыки Московской консерватории

Художественный руководитель и дирижер Олег Чернышев