Франческо Кавалли, урожденный Калетти (1602-1676) - ученик и последователь великого К.Монтеверди - композитор исключительного дарования. Более 30-ти лет именно его творчество определяло магистральную линию развития оперного жанра как в Италии, так и за её пределами. Его оперы ставили в Париже и Вене, а странствующие оперные труппы исполняли их в самых отдалённых уголках Италии и Европы. Драматургия почти 30-ти дошедших до нас опер поражает обилием персонажей, разнообразием типов и богатством "музыкальных событий". В основе развития сюжета его мифологических опер лежит всепроникающая сила любви, которой подвержены все: боги, герои и простые люди. Причём любовь выступает основой как трагических эмоций (Кавалли - создатель знаменитых ламенто), так и восторженно-возвышенных (многочисленные любовные дуэты), и даже комически-гротескных.
Некоторые ситуации из жизни богов и героев в операх Кавалли могут восприниматься сегодня  как  пикантные и в текстовом плане весьма острые, но нужно понимать, что пафос того времени состоял в понимании оперы как естественного языка богов и героев, неограниченного в охвате эмоций и тем. Бытовые ассоциации не уничтожали общий божественный тонус происходящих событий.  
По речевой гибкости и мелодической "непосредственности" музыкальный язык Кавалли, как и его предшественника - Монтеверди, не имеет аналогов вплоть до ХIХ века.Именно в его творчестве впервые музыкальная лирика становится главной и всеохватывающей сферой.

Рукописи всех опер Кавалли, представляют собой вокальные партии с басовой строчкой (basso continuo), с эпизодическим присутствием инструментальных заключений и ритурнелей, то есть партитур в современном смысле слова не существует. Это лишь одна из причин, почему гениальные оперы Кавалли звучат редко даже на Западе, а в России - впервые.

Слушая сегодня музыку Кавалли, мы понимаем: 400 лет назад в небольшом итальянском городе Крема родился первый музыкальный лирик - Pietro Francesco Caletti il detto Cavalli.

02.07.2002г. - фестиваль "Московское действо"

Посвящение Франческо Кавалли

Опера-пастиччо "Причуды любви"

Музыкальная редакция и сценарий  М. Анталава

«Посвящение Франческо Кавалли», созданное специально к 400-летию со дня рождения композитора,состоит из двух одноактных опер: "Торжество любви" и "Причуды любви", - составленных по принципу оперы-пастиччо. Этот жанр был весьма распространен в XVII-XVIII вв. Популярность его была обусловлена прежде всего интересами импрессарио, поскольку «пастиччо» позволяло учитывать вокально-сценические возможности той или иной труппы, экономить на декорациях, костюмах и на заказе новой музыки, а также использовать полюбившиеся публике арии в новой композиции. Эта традиция «вставных» арий сохранялась вплоть до Россини.

Коллегия Старинной Музыки неоднократно обращалась к жанру «пастиччо» при исполнении опер: «Розаура» А.Скарлатти, «Аполлон и Гиацинт» В.А.Моцарта, «Милосердие Тита» И.А.Хассе, «Нерон и Агриппина» Г.Ф.Генделя. Этот творческий опыт позволил создать новую, более сложную композицию – оперу-посвящение (melodramma-omaggio).

"ПРИЧУДЫ ЛЮБВИ" - опера-пастиччо, созданная на музыкальном материале 3-х опер Франческо Кавалли: "Эгист"(1643), "Орминдо" (1644) и "Калисто" (1651-52). Каждая из них (а всего у Кавалли около 30-ти опер) пользовалась огромной популярностью в XVIIв. Возрождение опер Кавалли началось во второй половине XXв. В нашей стране исполнялась только "Калисто", постановку которой осуществила Коллегия Старинной Музыки на фестивале "Московское действо" в 2000 году.

Создание оперы-посвящения – не просто дань уважения великому мастеру, - это стремление вернуть к жизни незаслуженно забытые и ныне неизвестные нашей публике гениальные творения Кавалли. Это искреннее желание пробудить интерес и, что особенно важно, любовь к музыке Кавалли.

Ария и дуэт из оперы "Орминдо"  

Исполняют солисты Коллегии старинной музыки:

Ирина Бонь (сопрано), Светлана Сумачева (сопрано) и Галина Кныш (сопрано)

Пасторальная сцена (построена на музыкальном материале из оперы "Эгист")

Исполняют солисты Коллегии старинной музыки:

Галина Кныш (сопрано) и Николай Гладских (контр-тенор)

Струнный ансамбль:  Павел Фильченко (скрипка I), Егор Иваненко (скрипка II),

виолончель-континуо - Александр Листратов

Светлана Шевелева, Ирина Оболонская (блок-флейты)

Ася Гречищева (теорба), Татьяна Вымятнина (арфа)

Дмитрий Щелкин (ударные), Анна Карпенко (клавесин)

клавесин-континуо  -  Олег Чернышев

Режиссер   -    Маргарита Анталава

Художественный руководитель и дирижер Олег Чернышев

==========================================================================================

09.11.1999  - Рахманиновский зал Московской консерватории

Франческо Кавалли  опера "Калисто"  

Первое исполнение в России

Либретто - Джованни Фаустини
Музыкально-сценическая редакция 
М.Анталава и О.Чернышева

Особенностью оперы "Калисто" является партия Юпитера, написанная для "двойного" голоса (баритон - контр-тенор). Сам великий Г.Пёрселл обладал таким голосом и исполнял публично на сцене свои произведения (это известно из газет его времени)! Сегодня, когда наличие контр-теноров стало непременным требованием аутентичных постановок, овладение техникой "двойного" голоса всё ещё остаётся явлением уникальным. Хорошо известно, что многие певцы могут "напевать" фальцетом. Но петь на сцене полноценным "двойным" голосом, способным выражать "логику эмоций" того или иного оперного персонажа, - явление яркое и новое для ХХ века.

Действующие лица и исполнители:

Солисты Коллегии старинной музыки Московской консерватории 

Калисто  -    Светлана Сумачева (сопрано)
Диана      -    Маргарита Удальцова (сопрано)
Юпитер    -    Евгений Журавкин (контр-тенор, баритон)
Юнона      -   Ирина Бонь (сопрано)
Меркурий  -  Борис Петрунин (тенор)
Эндимион  -  Александра Ржевцева (меццо-сопрано)
Линфея     -   Карина Панюшкина (сопрано)
Сатирино   -  Олег Касперович (контр-тенор)
Природа    -  Сергей Шевченко (контр-тенор)
Судьба     -   Ирина Бонь (сопрано)
Вечность  -   Карина Панюшкина (сопрано)
Фурии, духи -  Светлана Мартемьянова, Александра Сафонова
Елена Чайникова, Галина Кныш, Алексей Баженов, Уильям Роуси   

Струнный ансамбль:        Мария Ходина (скрипка I), Наталья Колобродова (скрипка II),
                                       Елена Шишлянникова (альт), Лариса Костюхина (виолончель)
Консорт блок-флейт:       Светлана Шевелева, Сергей Корчагин, Владимир Парунцев
Виолончель-континуо -    Лариса Костюхина
Клавесин-континуо    -     Олег Чернышев

Художественный руководитель и дирижер Олег Чернышев 

Калисто - Светлана Сумачева (сопрано), Меркурий - Борис Петрунин (тенор),

Юпитер - Евгений Журавкин (контр-тенор, баритон)