"XVIII век часто называют «галантным». В памяти сразу всплывают знаменитые «празднества» А. Ватто. Но, к сожалению, никто не помнит, что за 20 лет до Ватто и за три года до рождения «галантного» века замечательный французский композитор А.Кампра вместе с либреттистом А.Ламоттом  пророчески дали имя новым вкусам и новым временам. Также мало кто помнит, что образ экзотичного, страстного и благородно-сдержанного, всесильного и меланхоличного просвещенного деспота – не создание Монтескье, Вольтера или Дидро, а творение авторов ныне забытой оперы-балета.

Андре Кампра (1660-1744) было 27 лет, когда умер Ж.Б.Люлли – первый гений французской оперы. А под конец жизни Кампра довелось возвестить о появлении нового оперного титана – Ж.Ф.Рамо – «Он всех нас затмит!»

Вместе с М.А.Шарпантье  А.Кампра принадлежит к числу наиболее известных композиторов этих пятидесяти лет «междуцарствия» великих французских мэтров. Но, в отличие от Шарпантье, широко исполняемого сегодня на Западе, музыка Кампра еще ждет своего признания в наше время.

Большую часть своей жизни он совмещал интерес к театру с официальной церковной должностью  Maitre de Musique в Экс-ан-Провансе, Арли, Тулузе и, наконец, в  Notre-Dame de Paris). Причем, не всегда это соседство было мирным: еще в годы учения его хотели отчислить из духовного заведения за «неподобающие его церковному служению театральные интересы». Поэтому на афишах и первых изданиях оперы «Галантная Европа», премьера которой за три года до начала «галантного века» прошла в Париже, имя автора музыки не значилось. Успех, правда, был столь велик, что Франция не позволила Кампра скрывать свои оперные таланты. Сам  Великий Людовик  признал нового кумира Парижа. Возраст не позволял уже королю танцевать в опере как прежде (во времена Люлли). Тем не менее, появление у Кампра нового жанра «балета» могло быть приятно великому балетоману. Правда, балет того времени, с нашей точки зрения, лучше называть оперой с танцевальными номерами, где сюжет различных картин (entre'e) развивается самостоятельно, в отличие от единой фабулы «лирической трагедии».

«Галантная Европа» состоит из 5-ти картин. В прологе  две богини спорят о власти Амура. В последующих четырех картинах мы имеем возможность убедиться в его силе на примере непостоянных французов, ревнивых итальянцев, преданных и меланхоличных испанцев и, наконец, экзотичных турок, у которых страсть соседствует с благородством. Вечная тема любви дает возможность соединить различные эпохи и страны, сохранив при этом аутентичный стиль музыки как объединяющее начало.

Копия оригинального издания «Галантной Европы» любезно предоставлена Коллегии руководителем Центра Музыки Барокко Версаля – Жаном Дюроном. В соответствии с изданной партитурой в опере исполняется ария композитора Андре Детуша, а как серенада использована музыка Ж.Б.Люлли к пьесе Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве».

Возрождение музыки Кампра – дело будущего, и хочется надеяться, - ближайшего будущего!" (Олег Чернышев «К первой постановке на российской сцене оперы-балета А. Кампра «Галантная Европа»)

23.06.2001 -  Фестиваль "Московское действо" - Останкинский театр

Андре Кампра  "Галантная Европа" 

Первое исполнение в России

Коллегия старинной музыки Московской консерватории

Художественный руководитель и дирижер Олег Чернышев

"Галантная Европа" - Пятая картина - "Любовь по-турецки"

1.Трио - Заида и «султанши»:  " Здесь все должны его (Султана) услаждать;

Пусть этот обаятельный Завоеватель разожжет огонь в моем сердце;

Всегда наслаждаясь удовольствием его любить, надеюсь я ему понравиться".

Заида - Марина Ильина (сопрано) и "султанши"  -

Сергей Шевченко (контр-тенор), Олег Касперович (контр-тенор)

2.Финал. Ансамбль: "Будем радоваться и веселиться в мире, где царствует Любовь!"

Дисгармония: "Ужасный день! Мне остается царствовать только в Аду!"

Венера: "Повсюду царит слава Амура-победителя!"

Действующие лица и исполнители:

Дисгармония - Ирина Бонь (сопрано), Венера - Галина Кныш (сопрано)

Сулейман – Дмитрий Трапезников (баритон)

Вокальный  ансамбль:    Станислав Сазонов (баритон),

Борис Петрунин (тенор), Евгений Журавкин (контр-тенор)

Светлана Сумачева, Светлана Мартемьянова,

Надежда Раутман, Татьяна Корсунская.

Инструментальный ансамбль:

Мария Ходина (скрипка I), Мария Тришина (скрипка II),

Маргарита Спиридонова (альт), Олеся Гаврикова (виолончель),

Александр Листратов (виолончель-континуо)

Татьяна Вымятнина (арфа), Сергей Мясоедов (клавесин),

Олег Чернышев (клавесин)

В спектакле принимает участие ансамбль танца «Карнавал»

Балетмейстер – Валентина Лопатина

Режиссер – Маргарита Анталава

Художественный руководитель и дирижер Олег Чернышев

Краткое содержание:

В кузнице Вулкана куют стрелы для Амура, сына Венеры, чтобы новые сердца были ими поражены и узнали прелести любви. Внезапно появляется Дисгармония и говорит, что вся Европа, если не весь Мир, давно уже не признают Амура. Венера ей возражает: Дисгармония сама станет свидетелем торжества Амура в Европе - во Франции, Италии, Испании и Турции)))